Рабочие программы по учебным предметам

Организация учебного процесса

 

автор: Наталья ГАРА, заместитель главного редактора издательства «Просвещение»

 

 

 

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приоритетным направлением развития общего образования является обеспечение качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества, государства.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработаны и опубликованы примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования, в которых определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса.

Неотъемлемой частью примерных основных образовательных программ являются примерные программы по учебным предметам, определяющие содержание образования по обязательным предметным областям и учебным предметам, курсам, предусмотренным федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня образования. Примерная программа по учебному предмету ориентирует учителя при составлении рабочих программ.

Каждый учитель­предметник должен иметь рабочую программу по своему предмету. Рабочие программы — это программы, разработанные на основе примерных программ по учебным предметам и отражающие особенности структуры и содержания того комплекта учебников по предмету, который выбран учителем и по которому осуществляется обучение.

Часто учителя спрашивают, можно ли пользоваться готовыми, изданными рабочими программами или они должны разрабатывать их сами? В случае если изданные рабочие программы отвечают требованиям ФГОС, дублировать их необходимости нет и можно использовать готовые рабочие программы так же, как и ранее использовались программы к конкретной линии учебников.

Издательство «Просвещение» выпускает рабочие программы ко всем своим учебно­методическим комплектам для начальной и основной школы. С уверенностью можно сказать, что все рабочие программы к нашим УМК соответствуют требованиям ФГОС, учитель в своей работе может ими пользоваться, и они могут быть приложением к основной образовательной программе образовательного учреждения.

Конечно, учитель может самостоятельно разработать рабочую программу к комплекту, по которому он работает, соблюдая все требования ФГОС общего образования, учитывая особенности класса, в котором он работает, и представить рабочую программу как индивидуальный творческий документ.

Приступая к составлению рабочей программы по учебному предмету, учителю необходимо хорошо знать:

  • основное содержание курса, то есть соответствующий раздел фундаментального ядра содержания общего образования, который сохраняется независимо от того, по какому учебнику работает учитель;
  • требования к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в области своего учебного предмета;
  • планируемые результаты изучения учебного предмета;
  • программу формирования универсальных учебных действий;
  • программу воспитания и социализации обучающихся.

Со всеми этими материалами учитель может ознакомиться, прочитав примерную программу по своему учебному предмету и примерную основную образовательную программу соответствующего уровня образования, которые выпустило издательство «Просвещение».

Необходимо напомнить, что рабочая программа составляется не вообще к учебному предмету, а к конкретной линии учебников, по которой учитель работает.

Рабочая программа по любому учебному предмету должна строиться по той же структуре, что и примерная программа. Эта структура определена ФГОС.

Рабочая программа должна включать:

1. пояснительную записку, где описан вклад учебного предмета в общее образование обучающегося;

2. общую характеристику учебного предмета (этот раздел описывает особенности содержания и методического аппарата учебников, в том числе как отражается фундаментальное ядро содержания общего образования в выбранном учебно­методическом комплекте);

3. описание места учебного предмета в учебном плане школы (в каких классах изучается этот курс и за какое количество часов может быть реализована разработанная рабочая программа);

4. личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, которые должны быть взяты из ФГОС и могут быть пополнены в соответствии с особенностями выбранных учебников;

5. содержание учебного предмета (этот раздел должен отражать соответствующий раздел фундаментального ядра содержания общего образования и примерной основной образовательной программы);

6. тематическое планирование учебного курса с определением основных видов учебной деятельности обучающихся в соответствии с распределением содержания курса в выбранных учебниках;

7. планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы (этот раздел учитель может взять из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения);

8. описание материально­технического обеспечения образовательного процесса.

Остановимся более подробно на тематическом планировании с определением основных видов учебной деятельности. Рассмотрим фрагмент этого раздела.

Представленная таблица состоит из трёх колонок:

1) темы, входящие в разделы примерной программы;

2) основное содержание по темам (тематическое планирование);

3) характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий).

В первой колонке зафиксированы основ­ные темы, входящие в примерную программу, — это требование государства, оно записано в фундаментальном ядре и примерной программе по учебному предмету. Учитель должен смотреть, реализуется ли данная тема в выбранном учебнике, и во второй

колонке записывает тему урока, которая отражает тему примерной про­граммы.

В нашем случае в учебнике Г.Е. Рудзитиса и др.на эту тему отводится один урок (1­й). На вторую тему («Методы познания в химии») отводится два урока (2­й и 3­й) и так далее. Во второй колонке записываются также демонстрационные, лабораторные опыты и расчётные задачи ко всей главе, контрольные работы, повторение и тому подобное.

В третьей колонке выписываются основные виды учебной деятельности, реализуемые при изучении темы, раздела. Это даёт учителю возможность видеть, как наращиваются универсальные учебные умения школьников от урока к уроку. В рабочей программе учитель может включать основные виды деятельности как к отдельному уроку, так и ко всей изучаемой главе.

Аналогично строится тематическое планирование и к курсам по биологии, физике. 

Тематическое планирование (фрагмент) к учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Химия. 8 класс.
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 5 часов — резервное время)

Темы, входящие в разделы примерной программы

Основное содержание по темам (тематическое планирование)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий

Раздел 1. Основные понятия химии
(уровень атомно­молекулярных представлений) — 51 час

Предмет химии   Методы познания в химии  
  

 
Чистые вещества и смеси

 

 

 

 

Очистка веществ

 

 

Физические и химические явления
Химические реакции

 

1. Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. 2. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. 3. Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. 4.Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.

 

5. Практическая работа 2.
Очистка загрязнённой поваренной соли.

 

6. Физические и химические явления.

Химические реакции.

Демонстрации. Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ними. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция.

Нагревание сахара. Нагревание парафина. Горение парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия, гидроксида калия и соляной кислоты в присутствии фенолфталеина.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. 

Различать предметы изучения естественных наук.Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций.Учиться проводить химический эксперимент.Соблюдать правила техники безопасности.Уметь оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.Знакомиться с лабораторным оборудованием.Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально.Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ».

Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и  выпаривания.

Различать физические и химические явления.

Определять  признаки химических реакций.

Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций.

 

Тематическое планирование (фрагмент)
к учебнику под редакцией Пасечника В.В. Биология. 5–6 классы.
(5 класс — 35 часов, из них 5 часов — резервное время)

Содержание примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащегося

Раздел 1. Живые организмы
Введение. Биология как наука (6 часов)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.  Биология — наука о живой природе. Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Методы изучения биологии.  Определять значение биологических знаний  в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником.Определять методы биологических исследований. 
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами  Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии.  Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. 
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.  Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания организмов. Почва, виды почв. Почва как среда обитания живых организмов. Охрана почвы. Вода и её значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоёмов. Хозяйственное использование и охрана водоёмов. Воздух, его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения.  Выделять существенные признаки отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Соблюдать правила поведения в окружающей среде. 

 

Тематическое планирование (фрагмент)
к учебнику Кабардина О.Ф. Физика. 7 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)

Содержание предмета

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащегося

7 класс (70 часов)
Механические явления (39 часов)

Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость.  Равномерное прямолинейное движение.  Графики и таблицы. Механическое движение.  Траектория движения. Относительность механического движения. Материальная точка. Поступательное движение. 
Путь — скалярная величина. 
Тело отсчёта.Относительность движения в космосе.
Ознакомление с понятиями, связанными с механическим движением.  Наблюдение различных видов механического движения. Рассмотрение различных случаев относительности движения. Определение движений, при которых тело можно или нельзя принять за материальную точку. Объяснение роли моделей в описании физических явлений. 
  Скорость — векторная величина. Скорость — относительная величина. Правило сложения векторов. Модуль векторной величины. Равномерное прямолинейное движение.  Обозначения и единицы пути, времени, скорости. Определение равномерности движения. Расчёт пройденного пути при известной скорости равномерного прямолинейного движения тела.  Расчёт скорости равномерного прямолинейного движения тела по известным значениям пройденного пути и времени движения.  Перерасчёт числового значения механической величины в зависимости от выбранной единицы. Измерение скорости равномерного движения модели автомобиля. Определение скорости своего движения  при ходьбе и беге. Составление и оформление расчётной задачи с помощью компьютерной программы. 
  Методы  исследования механического движения.  Стробоскопический метод.  Неравномерное движение.  Средняя скорость движения. Спидометр. Установление отличия неравномерного движения  от равномерного. Освоение стробоскопического метода изучения движения. Определение средней скорости  движения тела.Решение задач. 
  Способы задания  зависимости между  физическими величинами.  Таблицы результатов измерений.  Построение и чтение графиков. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.Определение пройденного  за данный промежуток времени пути по графику зависимости пути равномерного движения от времени.  Определение скорости равномерного движения по графику зависимости пути от времени. Решение разными способами задач на  равномерное прямолинейное движение. 
  Контрольная работа  «Физические явления. Механическое движение. Скорость. Таблицы и графики». Решение задач. Ответы на вопросы.