Творческая лаборатория «Сферы»

Заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Ольга Котляр участвовала в разработке серии «Сферы» со дня возникновения самой идеи создания совершенно нового по содержанию и форме комплекта учебных пособий.
Тогда она только пришла в издательство, отработав несколько лет после окончания МПГУ имени Ленина учителем географии, биологии и экологии. Прошло 10 лет, но Ольга говорит о проекте «Сферы» с не меньшим воодушевлением, любовью и уверенностью в успехе. И для этого есть основания.

Вопросы: Оксана Демьяненко.

— Ольга, с чего начинался проект «Сферы»?
— С атласов. Отдел по изданию и разработке картографических учебных пособий возглавляла тогда Елена Юрьевна Мишняева. С 2003 по 2005 годы мы создавали первые атласы «Сфер», применяя разворотный принцип, создавая в рамках одного тематического разворота среду, погружающую в исследование данного предмета, данной темы. Потом, поскольку у истоков проекта собрались географы, начали переносить эти идеи в учебник по географии, потом появилась тетрадь­тренажёр, и в течение двух лет весь учебно­методический комплекс «Сферы» по географии для 6 класса. Это была наша лаборатория. В группу разработчиков входили Александр Михайлович Кондаков, Виктор Павлович Дронов, Елена Юрьевна Мишняева, Андрей Петрович Асеев, Олег Владимирович Попович… И идеологи, и методисты, и дизайнеры совместно работали с большим воодушевлением и энтузиазмом.

— А в какой момент поняли, что нужно создавать не просто комплект, а линии учебников и дополнительных пособий по предметам?
— Мне кажется, это витало в воздухе и было делом времени, поскольку команда, которая непосредственно работала с материалом и обличала идеи в форму, была небольшая. И это была команда единомышленников. Для развития нужны были ресурсы, человеческие, прежде всего. Как только редакторская команда собралась, мы начали формализовывать концепцию этого проекта, опираясь уже и на то, что обсуждали параллельно разработчики новых стандартов, воплощая их идеи.

Сегодня линии УМК «Сферы» относятся к системе инновационных УМК «Перспек­тива», охватывающей с 1 по 9 классы.

— Кто пришёл в редакторский коллектив, как решали непростой кадровый вопрос?
— Мы приглашали в основном тех людей, которых сами знали, энтузиастов, большей частью молодых и без опыта редакторской деятельности. Нужна была некая творческая свобода, без стереотипов: «Так надо, так положено, а вот это обычно так редактируется…».

Рабочий процесс по созданию любого пособия «Сфер» заключается не в редактировании существующей, написанной автором по своему пониманию проблемы рукописи, а действительно в формировании содержания. Когда отработали концепцию «Сфер», стало легче. На основе концепции стали готовить подробное техническое задание для каждого компонента УМК. Поскольку сначала, когда делали первые учебники, нам ещё нечего было дать автору в качестве прототипа, мы привлекали к работе специалистов, которые могли бы понять концепцию, донести её вместе с нами до авторов через ТЗ и потом вместе с автором на основе этого технического задания конструировать: создавать текстовое и иллюстративное содержание, организовывать его по определённым правилам.

— Что в итоге такая работа привнесла и привносит в деятельность учителя?
— Это задаёт учителю технологию работы. Поскольку каждое пособие функционально заточено под решение определённых образовательных задач, учитель должен быть знаком с концепцией построения «Сфер». Тогда приходит понимание, что у него есть комплексный инструмент, помогающий решать разные образовательные задачи. А роль учителя заключается уже в том, чтобы выстроить урок, используя эти возможности. Работу учителя мы облегчаем и тем, что, создавая в «Сферах» избыточную информационно­образовательную среду, мы объясняем, зачем и в каких случаях нужно использовать каждый элемент системы.

— Какие существуют предметные линии в «сферах» сегодня? Над чем сейчас работает коллектив?
— У нас полностью разработана линия по биологии с 5 по 11 класс. И так как изначально мы ориентировались на идеи нового образовательного стандарта, учебники для 10–11 классов могут быть достаточно быстро доработаны с учётом всех требований принятого стандарта старшей школы: под базовый и углублённый уровни изучения биологии.

География в «Сферах» разработана с 5 по 9 класс, с 10–11 классом процесс продолжается, потому что подходы к географии в старшей школе меняются радикально, это должен быть новый сформированный мировоззренческий курс. Полностью изданы УМК по математике для 5 и 6 классов.

Физика в «Сферах» представлена с 7 по 9 класс. Коллектив авторов готов к работе над 10 и 11 классами, и уже начал это делать.

История России А.А. Данилова с 6 по 9 класс уже вошла в перечень соответствующих ФГОС. Очень интересная получается линия по всеобщей истории, в этом году мы передаём её на экспертизу. Интересный авторский коллектив под руководством В.И. Уколовой и Л.С. Белоусова представил очень современный взгляд на предмет. Линия продумана уже до 11 класса, но в связи с тем, что история в старшей школе будет единым предметом, авторам двух линий предстоит поработать совместно.

По химии прошла экспертизу абсолютно новая линия, созданная под требования ФГОС. Учебники получили очень хорошие экспертные заключения. К созданию комплекса были подключены опытные методисты и работающие учителя, в том числе из регионов России. Учебник ещё не вышел в свет, а на образовательных форумах, в социальных сетях его уже обсуждают. Высказывают и сомнения в целесообразности огромного иллюстративного материала, не идёт ли это в ущерб содержанию. В общем­то для разработчиков это привычно: любой наш учебник сначала встречают критикой: что это как бы «книжка с картинками». Но потом, когда учитель понимает, что в учебнике нет случайных картинок, а есть учебная информация, которая дана в визуальной, а не текстовой форме, отношение в корне меняется. Летом должен выйти диск для 8 класса, чтобы первый учебник по химии «Сферы» шёл сразу в комплекте с электронным приложением.

— Что содержится на диске?
— Электронное приложение содержит большое количество разнообразных ресурсов по теме курса, организованных в соответствии со структурой учебника, каждого его разворота. Это и справочная информация, и словари, и формулы, и модели, и иллюстрации, и интерактивные практикумы, и лаборатории, — то есть ресурсы, которыми можно дополнять учебную информацию, моделировать практическую деятельность, диагностировать уровень освоения материала. На диске есть целый тестовый раздел, где тесты можно проходить и в режиме тренинга, и в режиме контроля.

— Диск в основном рассчитан на использование на уроке под руководством учителя или на самостоятельную работу?
— Диск можно использовать по­разному. Сейчас все наши диски «Сферы» выходят в комплекте с учебником, но возможности по использованию этого диска должны регламентироваться возможностями образовательного учреждения, учителя, детей, которые учатся в этом классе. И если у них дома есть компьютеры, а в школе нет, значит, хорошо бы, если бы учитель детям давал какие­то задания на дом. Если есть проектор в классе, то учитель может использовать пособие в демонстрационном режиме. Практика показывает, что даже если учитель — консерватор, не хочет, не готов работать с диском, а ученик получает его с учебником, всё равно дома он непременно заглянет в эту интерактивную среду и не будет разочарован.

Наши диски используют для закрепления материала, понимания сложных тем при подготовке к итоговой аттестации, и используют их даже те, кто не работает по нашим учебникам.

— Существует ли в УМК специальный инструментарий для подготовки к итоговой аттестации?
— В комплекте есть специальный компонент, который нацелен на подготовку к ГИА и ЕГЭ, — для планомерной подготовки с начала изучения курса. Пособие содержит несколько вариантов проверочных работ в разных формах. Авторы следят, чтобы появляющиеся в ЕГЭ и ГИА новые типы заданий обязательно включались в тетради­экзаменаторы.

— Какие возможности «Сфер» способствуют достижению метапредметных результатов?
— «Сферы» на реализацию этой цели работают очень активно. С функциональной точки зрения для решения этой задачи в УМК включён такой компонент как тетрадь­тренажёр. Его цель — средствами каждого предмета формировать читательскую исследовательскую компетенцию и отрабатывать универсальные учебные действия.

— Есть ли плюсы в одновременной работе над несколькими предметными линиями в одном проекте?
— Приведу пример. Сейчас перерабатывали учебник по географии для 5–6 классов, авторы линии по географии по многим темам работали совместно с математиками, договаривались о понятиях, представлениях, о единстве методического аппарата, решая таким образом многолетний принципиальный спор географов и математиков по поводу изучения математических понятий в физической географии, географических понятий в математике и возникающего у детей в связи с этим когнитивного диссонанса.

— Есть ли школы, которые работают со «Сферами» не как с отдельными предметными линиями, а принимают их как основу межпредметной, информационно­образовательной среды школы? Многие ли используют одновременно линии по нескольким предметам? Ведь именно в этом, насколько можно судить, состоит одно из конкурентных преимуществ «Сфер» с точки зрения организации учебного процесса и достижения образовательного результата…
— Да, такие школы есть. Мы ожидаем от их работы совершено нового образовательного результата, при котором средствами разных предметов формируется единая мировоззренческая картина. К сожалению, их пока не так много, но я думаю, есть и такие, о которых мы даже не знаем. Приезжаешь в какой­то регион, и узнаёшь, что целые школы так работают, хотя на этапе апробации мы не взаимодействовали. А апробация проводится издательством очень активно. Все учителя говорят, что первую четверть, первый триместр, первый год работать со «Сферами» сложно, но потом становится легко и интересно.

— И результативно?
— Пока есть, главным образом, наши совместные ожидания от комплексного использования «Сфер». Но то, что возрастает мотивация у учеников, возрастает авторитет учителя, возникает интерес родителей к деятельности своего ребёнка по предмету — это уже абсолютно точно проверено.

— Что является главной характеристикой УМК «Сферы»?
—  «Сферы» — это универсальный и уникальный продукт, который за счёт обширности информационной среды даёт возможности для индивидуального освоения предмета на разных уровнях средствами одного комплекса. Можно освоить ровно то, что дано в учебнике, привлечь необходимые задания из тренажёра и на этом остановиться, а можно пойти дальше по тем информационным ресурсам и заданиям, которые размещены в других компонентах УМК. Учитель имеет возможность моделировать индивидуальные траектории в зависимости от уровня, который нужен ребёнку. К примеру, мы начинаем изучать тему «Гидросфера» в параллели 6 классов. Если у нас совсем слабенькие, немотивированные дети, мы им объясним, что такое вода и какую роль она играет в жизни планеты, просто используя иллюстрации учебника. А если это совсем другие, заинтересованные дети, то можно и молекулу воды показать, и наглядно представить модель круговорота воды в природе, и проанализировать данные о водном балансе планеты… Ресурсы для этого есть. Для учителя ценность может представлять уже то, что в параллельных классах, если они разного уровня, можно без особых трудозатрат по одной теме конструировать и проводить совершенно разные уроки. Наша задача — облегчить учителю работу. Мы все прекрасно понимаем: чтобы подготовиться к хорошему уроку, нужно потратить огромное количество времени, посмотреть свои заметки, вырезки из газет и журналов, проработать всю имеющуюся у тебя коллекцию рабочих тетрадей с заданиями, интернет­ресурсы, то есть надо «перелопатить» большое количество ресурсов, чтобы на их основе придумать интересный урок. А в «Сферах» мы уже отобрали по этому предмету все методики, всё, что, на наш взгляд, полезно, целесообразно и интересно, и может быть использовано на этом уроке. И учителю нужно выбрать не из всего того информационного изобилия, которое есть вообще, а из того, что уже отобрали специалисты.

«Сферы» самодостаточны в хорошем смысле этого слова. Здесь есть всё для того, чтобы учитель мог достичь определённого образовательного результата. При этом система не является замкнутой, есть возможности для её обновления, расширения, для её развития.

Безусловно, «Сферы» современны. Они способны мотивировать ученика и учителя на достижение хороших результатов.