Предметные олимпиады школьников

Сайт «Всероссийская олимпиада школьников», http://rosolymp.ru

Каждый год, начиная с последних дней июля, полным ходом и в строгой последовательности происходит процесс зачисления абитуриентов в высшие учебные заведения. В этом году в первую очередь зачислили так называемых «целевиков» тех, кто подавал документы по направлениям предприятий и организаций, и льготников — инвалидов, сирот, и, конечно, победителей олимпиад…

автор: Светлана Третьякова, кандидат педагогических наук, заведующая отделом методической работы научно-образовательного центра издательства «Просвещение»

 

 

Все варианты поступления без вступительных экзаменов или вне конкурса закрепляются ежегодным приказом Минобрнауки «Об утверждении Порядка приёма граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования».
 Рассмотрим только одну категорию «счастливчиков», имеющих это право:

  • члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
  • призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
  • чемпионы и призёры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр при приёме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта;
  • победители олимпиад школьников, проводимых в соответствии с порядком проведения олимпиад школьников (в случае если по решению вуза в зависимости от уровня указанной олимпиады победителям и призёрам соответствующей олимпиады школьников предоставлено право быть зачисленными в вуз без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады);
  • призёры олимпиад школьников, проводимых в соответствии с порядком проведения олимпиад школьников (в случае если по решению вуза в зависимости от уровня указанной олимпиады победителям и призёрам соответствующей олимпиады школьников предоставлено право быть зачисленными в вуз без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады)[1].

Международные олимпиады школьников — группа ежегодно проводимых интернациональных соревнований выпускников школ по ряду научных дисциплин. В олимпиадах участвуют от каждой страны команды из 4–6 выпускников, прошедших национальные отборы (обычно также называемые олимпиадами). Отличительная черта олимпиад по биологии, физике и химии — обязательное сочетание двух туров: теоретического и экспериментального.

Другими словами, организаторы проверяют не столько способность юных биологов, физиков и химиков нестандартно мыслить, сколько их внимательность и умение быстро решать теоретические и практические задачи.

Интернет-справочник по образованию, http://edu.glavsprav.ru

Для российских сборных по биологии, физике и химии 2012 год оказался более результативен, чем для олимпийской сборной нашей страны в Лондоне. Судите сами, ни один участник не вернулся без медали высшего достоинства.

23-я Международная биологическая олимпиада в Сингапуре (9–15 июля):

  • Дмитрий Сутормин (Москва) — золотая медаль;
  • Дмитрий Травин (Санкт-Петербург) — золотая медаль;
  • Александр Костюк (Троицк, Москва) — серебряная медаль;
  • Виктория Лавренова (Раменское, Московская область) — серебряная медаль.
  • 43-я Международная физическая олимпиада в Таллине и Тарту (15–24 июля):
  • Иван Ивашковский (Москва) — золотая медаль;
  • Лев Гинзбург (Москва) — золотая медаль;
  • Никита Сопенко (Тамбов) — золотая медаль;
  • Давид Френклах (Долгопрудный, Московская область) — серебряная медаль;
  • Александра Васильева (Москва) — серебряная медаль.

В командном зачёте Россия в 2012 году оказалась на третьем месте среди 100 команд — участниц олимпиады.

  • 44-я Международная химическая олимпиада в Вашингтоне (21–30 июля):
  • Илья Устинович (Магнитогорск, Челябинская область) — золотая медаль, пятое место в личном зачёте;
  • Александр Олейниченко (Москва) — золотая медаль, седьмое место в личном зачёте;
  • Кирилл Петрюков (Санкт-Петербург) — золотая медаль, десятое место в личном зачёте;
  • Артём Бойчук (Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ) — серебряная медаль.

В общекомандном зачёте Россия завоевала третье место среди 72 стран-участниц.

В личном зачёте на Международной биологической олимпиаде в Сингапуре Россия показала лучший результат за последние несколько лет — столько наград у нас не было с 2003 года. Как отметил руководитель национальной сборной, профессор Московского государственного областного университета Владимир Пасечник, залогом победы стала серьёзная и систематическая работа с учащимися: «Мы внимательно проанализировали все недочёты прошлых лет и сделали соответствующие выводы, поэтому сумели сделать качественный рывок». Владимир Пасечник также отметил, что он и его коллеги проанализируют итоги олимпиады и ряд новшеств, которые были введены в этом году, чтобы выступить в следующем году ещё лучше.

Оба золотых медалиста по биологии (Дмитрий Сутормин и Дмитрий Травин) и серебряный призёр (Александр Костюк) стали студентами Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Международные физические олимпиады проводятся с 1967 года. Сборные команды СССР и России принимали участие во всех олимпиадах с 1968 года и многократно демонстрировали результаты высочайшего уровня. На международной физической олимпиаде 2012 года Александре Васильевой (Москва) до золотой медали не хватило одной десятой балла, зато она удостоилась приза от Массачусетского технологического института как участница олимпиады среди девушек. И, конечно, вся команда поступила в МФТИ и по традиции примет участие в подготовке своих младших товарищей к будущим международным олимпиадам[2].

Сайт Российского совета олимпиад школьников, http://rsr-olymp.ru

Наступил новый учебный год и в школе. Вскоре многие учащиеся начнут восхождение к международным олимпиадам. Но без участия в школьном туре тем, кто за предшествующие годы обучения не завоевал призовых мест, не стать участником даже олимпиады самого низкого регионального уровня. Школьная, районная, областная/краевая олимпиады — это первые шаги, успешно сделав которые, можно начать выбирать основную стратегическую цель (можно сказать, олимпиаду своей жизни).

Для того чтобы учащиеся смогли попробовать свои силы, присмотреться к вузу, в котором готовят специалистов желаемого профиля, каждый год уточняется перечень олимпиад школьников. Так 13 июля 2012 года состоялось совещание ответственных секретарей экспертных комиссий Российского совета олимпиад школьников в преддверии экспертизы заявок организаторов олимпиад школьников на включение в Перечень олимпиад школьников на 2012/13 учебный год. На совещании обсуждались вопросы совершенствования системы государственного и общественного контроля за организацией и проведением интеллектуальных и творческих состязаний в целях обеспечения объективности, гласности и прозрачности экспертиз и конкурсных процедур. Значит, скоро из соответствующего приказа Минобрнауки России и приложения к нему мы узнаем, в каких олимпиадах и конкурсах могут участвовать наши школьники.

Сайт «Олимпиады для школьников», http://olimpiada.ru

По решению Российского союза ректоров все предметные олимпиады школьников, которые включены в список, делятся на уровни. Отбор и сортировка проводится с учётом «стажа» олимпиады и уровня творческих заданий. Важным критерием также является доступность для участников информации о регламенте проведения олимпиады, олимпиадных заданиях и других видах испытаний, составе участников, победителей и призёров и иных сведений о проведении олимпиады[3].

I уровень. Ежегодное участие в олимпиаде не менее 3000 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 20 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет.

II уровень. Ежегодное участие в олимпиаде не менее 1500 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 10 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет.

III уровень. Ежегодное участие в олимпиаде не менее 300 обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 3 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет.

Объявление о заочной астрокосмической олимпиаде на сайте Нижегородского планетария, http://planetarium-nn.ru

При выборе олимпиады обращайте внимание на то, к какому уровню они относятся согласно последнему распоряжению Российского совета олимпиад школьников. При приёме в вузы действует правило старшинства олимпиад: победители и призёры олимпиад более высокого уровня имеют преимущество перед своими соперниками, прошедшими олимпиады более низкого уровня. К примеру, если вуз проводит олимпиаду второго уровня, он обязан зачислять даже призёров олимпиад первого уровня по этому же предмету, которые проводили другие вузы. А успешное выступление на международной олимпиаде во многих странах даёт право поступить в любое высшее учебное заведение по своему выбору.

Для ориентации в мире олимпиад большую помощь может оказать информация с сайта Российского совета олимпиад школьников (http://rsr-olymp.ru), а также специализированных сайтов «Олимпиады для школьников» (http://olimpiada.ru), «Всероссийская олимпиада школьников» (http://rosolymp.ru) и «Справочник по образованию» (http://edu.glavsprav.ru).

В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают достаточно активную работу с учащимися не только на уроках, но и во второй половине дня, в том числе и работу по подготовке одарённых учащихся к олимпиадам.

Сайт олимпиады МГУ для школьников «Ломоносов», http://lomonosov.msu.ru

В помощь учителям издательство «Просвещение» совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) выпускает серию пособий «Пять колец», направленную на подготовку к различным предметным олимпиадам. Авторы пособий — учёные из ведущих вузов страны. Они разрабатывают задания для региональных, всероссийских и международных олимпиад.

В пособиях собраны необходимые материалы для подготовки учеников к всероссийским и международным олимпиадам по биологии и физике. Серия пособий «Пять колец» является именно тем инструментом, который необходим при эффективной подготовке учеников к олимпиадам и для успешной сдачи ЕГЭ.

Пособия по подготовке к олимпиадам включают в себя:

  • условия и решения заданий прошедших олимпиад;
  • методические рекомендации;
  • задания для олимпиад текущего года;
  • шкалу оценки выполненных заданий;
  • практические советы по организации.

Представленный в пособиях материал будет способствовать интеллектуальному развитию личности, привлечению талантливых детей к научно-исследовательской деятельности, распространению и популяризации научных знаний среди молодёжи и дальнейшему повышению престижа российского образования на международной арене.

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2895, г. Москва «Об утверждении Порядка приёма граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования».

[2] Наука и жизнь. — 2012.— 9 авг.

[3] «Справочник по образованию» http://edu.glavsprav.ru