Новые профессиональные задачи учителя физики — новая система повышения квалификации

автор: Наталия ШАРОНОВА, заведующая кафедрой методики обучения физике МИОО, доктор педагогических наук, профессор

 

 

автор: Ольга КРЫСАКОВА, заместитель заведующей кафедрой методики обучения физике МИОО, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Современному учителю предстоит решать новые профессиональные задачи. Соответственно должно измениться и организационно­методическое сопровождение повышения квалификации педагога, и содержание курсовой подготовки. Новое подразделение Московского института открытого образования (МИОО), кафедра методики обучения физике, в структуру которой входит лаборатория профессионального роста учителя физики, предлагает свою систему повышения квалификации учителей физики и естественнонаучного цикла.

Возникновение «общества глобальной компетентности» изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. В настоящее время во всех странах Европы проходит обсуждение проблем модернизации образования. Дискуссии строятся по­разному, и меры по реформированию образования тоже существенно различаются. Поворотной точкой дебатов стал «Меморандум непрерывного образования», утверждённый саммитом Европейского союза в Лиссабоне в 2000 году. Страны ЕС определили, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования. «Учение длиною в жизнь» (Lifelong learning) — всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции.

Меморандум называет шесть ключевых принципов непрерывного образования:

Кафедра приглашает на обучение преподавателей из всех регионов России.

1. Новые базовые знания и навыки для всех.

Цель — гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.

2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.

Цель — значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы — её людей.

3. Инновационные методики преподавания и учения.

Цель — разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования — длиною и шириною в жизнь.

4. Новая система оценки полученного образования.

Цель — коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и её результатов, особенно в сфере неформального и информального образования.

5. Развитие наставничества и консультирования.

Цель — на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях и к необходимым консультациям и рекомендациям.

6. Доступность образования.

Цель — приблизить образовательные возможности к месту проживания с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также дистанционных информационных технологий.

В XXI веке перед учителем ставятся новые профессиональные задачи, соответственно новой должна стать и система повышения квалификации — и её методическое сопровождение, и содержание курсовой подготовки.

В числе основных факторов, непосредственно влияющих на изменение системы повышения квалификации учителей России, также следует указать:

  • введение нового образовательного стандарта;
  • новые условия аттестации учителей;
  • широкое внедрение педагогических конкурсов и системы грантов.

Одним из важных направлений совершенствования системы профессиональной переподготовки является работа с учителями физики. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации указано, что к 2020 году доля высокотехнологичных товаров и услуг России в общем их объёме на мировых рынках может достичь 5–10 процентов в таких областях, как ядерные технологии, авиастроение, судостроение, программное обеспечение, вооружение и военная техника, образовательные услуги, космические услуги, производство ракетно­космической техники.

Выделение обозначенных приоритетных областей в аспекте их инновационного развития показывает системообразующую роль физики как фундаментальной науки, тем самым обосновывая становление инновационной подготовки, переподготовки и системы повышения квалификации как специалистов физического, технического, инженерного профилей, так и педагогических кадров в области физического образования.

Модернизация отечественного образования, формирование новой модели школы обусловливают потребность в развитии профессиональной компетентности учителя физики. Для подготовки учителей физики к решению новых профессиональных задач с 1 января 2012 года в Московском институте открытого образования (МИОО) начала работу кафедра методики обучения физике, а также, в структуре кафедры, — лаборатория профессионального роста учителя физики, которую возглавила кандидат педагогических наук Ирина Васильева.

Основные цели кафедры и лаборато­рии — научно­методическое обеспечение и практическая реализация в образовательном пространстве города Москвы инновационных программ общего и профессионального педагогического образования в области физики, в том числе:

  • сохранение и развитие традиций физического образования школьников и подготовки педагогических кадров;
  • научная и методическая поддержка проектно­исследовательской, научно­исследовательской и инновационной деятельности учителей физики и формирование их инновационной активности;
  • создание условий для повышения квалификации учителей физики, переквалификации специалистов и подготовки тьюторов в области физического образования.

Задачи деятельности кафедры и лаборатории:

  • позиционирование физики как системообразующей дисциплины в современной образовательной среде, формирующей научное мировоззрение, адекватное реалиям информационного общества;
  • проектирование и внедрение в области общего физического образования инновационных программ формирования и развития целостной совокупности предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов;
  • подготовка методического инструментария для формирования и развития инновационной активности учителей физики и учащихся в рамках проектно­исследовательской, научно­исследовательской и инновационной деятельности;
  • разработка уровневых, блочно­модульных компетентностных курсов повышения квалификации учителей физики;
  • организация системы переквалификации специалистов в области физического образования;
  • создание условий для формирования системы тьюторства в области физического образования.

Основными задачами деятельности лаборатории являются:

  • диагностика потребностей учителей физики в повышении квалификации;
  • оказание консультативной, базирующейся на принципах сотрудничества и взаимоподдержки помощи окружным методистам в организации повышения квалификации учителей физики, в выборе направления и вида повышения квалификации;
  • мониторинг результативности курсов повышения квалификации, в том числе диагностика индивидуальных достижений учителей физики;
  • тьюторская поддержка учителей физики, осуществляющих проектно­исследовательскую, научно­исследовательскую, инновационную деятельность.

Отметим принципиальную особенность отбора содержания и структурирования системы повышения квалификации учителей физики. Курсы различаются не видами методических проблем учителя, как обычно бывает, а по этапам и уровням их профессионального становления.

Характеристики планируемых курсов системы повышения квалификации на 2012/13 учебный год

 

Название курса (модуля)

Характеристика курса (модуля)

Количество часов

1

2

3

I.  Цикл «Инновации в школьном физическом образовании»

Модуль 1. Инновационная деятельность учителя физики. Данный курс является систематизирующим в курсовой подготовке учителя физики и помогает ему определиться с дальнейшим выбором курсов. Содержание курса представлено следующими разделами:– современные тенденции развития школьного физического образования;– традиционные и новые дидактические средства обучения физике;– интернет­уроки по физике;– организация проектно­исследовательской деятельности учащихся в рамках внедрения стандарта второго поколения. 36
Модуль 2. Конструирование ситуационных задач по физике. Курс знакомит учителей физики с новым дидактическим средством — ситуационными задачами, позволяющими формировать личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты. На занятиях учителя физики освоят технологию конструирования ситуационных задач по физике. 36
Модуль 3. Методика формирования представлений учащихся о нанотехнологиях. Курс предназначен для подготовки учителя физики к преподаванию основ нанотехнологии в различной форме: элективный курс в старших классах профильной школы, факультатив, отдельные лекции (уроки), дополнительный материал к урокам, конференции учащихся, проектная деятельность и прочее. 36
Модуль 4. Конструирование измерительных материалов для оценки достижения планируемых результатов по физике в соответствии с требованиями ФГОС. Курс посвящён использованию различных педагогических технологий в процессе диагностики учебных достижений при преподавании физики на ступенях основного общего и среднего (полного) образования. Содержание программы курса направлено на ознакомление слушателей с различными подходами к организации контрольно­оценочной деятельности учителя физики и с особенностями использования тестовой технологии в образовательном процессе как в рамках организации внутришкольного контроля, так и при проведении массовых проверок знаний и умений учащихся. 144

II.  Цикл «Современные педагогические технологии обучения физике»

Модуль 1.  Технология формирования элементов физических знаний разных видов и действий по их созданию и применению при решении жизненных задач. Цели курса:1) осмысление учителями действий, связанных с физическими знаниями, как частных случаев универсальных учебных действий;2) освоение технологий достижения результатов изучения школьного курса физики, разработанных на основе деятельностной теории учения. 36
Модуль 2. Технологии формирования целостной системы физических знаний. Цель курса: освоение учителями физики технологии формирования у учащихся целостных представлений о физической картине мира, основанной на деятельностной теории учения. 36
Модуль 3.  Организация проектной деятельности учащихся основной школы на уроках физики. Цель курса: формирование у учителей физики специальной профессиональной компетенции в области использования системы обучения с организацией проектной деятельности учащихся на уроках физики при модульном обучении. 72

III.  Цикл «Интеграционные процессы в школьном физическом образовании»

 
Модуль 1. Формирование метапредметных знаний и умений учащихся в интегрированных естественно­научных курсах для начальной школы. Курс знакомит учителей физики с новой терминологией, используемой в ФГОС второго поколения, а также показывает возможности и средства формирования метапредметных знаний и умений в интегрированных естественно­научных курсах для начальной школы. 36
Модуль 2. Пропедевтика формирования универсальных учебных действий у учащихся 5–6 классов в естественно­научной исследовательской деятельности. Курс знакомит учителей физики с технологией формирования универсальных учебных действий в рамках естественно­научной деятельности учащихся 5–6  классов, базируется на идее преемственности достижения современных образовательных результатов. 48
Модуль 3. Проектно­исследовательская деятельность учащихся с использованием современного оборудования. Предметом изучения курса являются модели существующих в природе систем, рассматриваемых в рамках физики, биологии, химии, географии, которые могут быть изучены в процессе проектного исследования. В ходе изучения курса слушатели осваивают основные приемы работы с этими моделями, универсальные методы исследования в естествознании, использования сенсорных систем и другого оборудования при организации проектно­исследовательской деятельности учащихся. 48

IV. Цикл «Информационные технологии обучения физике»

Модуль 1. Интерактивная доска как инновационное средство обучения физике. Курс поможет учителю освоить новое полифункциональное средство обучения в сочетании его аудиовизуальных и интерактивных возможностей.  Этот курс можно порекомендовать учителю, который только начинает применять интер­активную доску в своей профессиональной деятельности. 36
Модуль 2. Организация и проведение урока физики с применением интер­активной доски. Данный курс можно рекомендовать учителям, уже освоившим технические возможности интерактивной доски и стремящимся создать персональную технологию обучения физике с применением этого инновационного полифункционального средства. 36
Модуль 3. Компьютерная проектная среда «Живая физика» для продвинутых пользователей. Изучение продвинутых возможностей программы «Живая физика» (ЖФ) следует проводить с учителями, которые уже освоили программу на начальном уровне.Задачи:1. Изучение языка формул программы ЖФ и его применения при создании компьютерных моделей в программе.2. Знакомство со сценариями программы ЖФ.3. Изучение способов создания механических моделей немеханических явлений в программе ЖФ. 36
Модуль 4. Виртуальные компьютерные лаборатории для учителя физики. Программа «Живая физика» и виртуальные лаборатории по физике конструктора «Енка» входят в число наиболее богатых возможностями конструкторов компьютерных моделей. В ходе изучения курса слушатели осваивают основные приемы работы с этими конструкторами, использования компьютерных моделей в процессе обучения физике. 48

V.  Цикл «Содержание и структура современного курса физики общеобразовательной школы»

Модуль 1. Избранные и сложные вопросы молекулярной физики. Курс позволяет учителю физики получить углублённые знания по некоторым вопросам молекулярной физики, изучение которых важно с мировоззренческих позиций на базовом уровне изучения физики и необходимо для решения задач профильного обучения физике. 24

VI.  Цикл «Подготовка учителя физики к научно­методической и исследовательской деятельности»

Модуль 1. Методология психолого­педагогических исследований. Данный курс ориентирует учителя физики на овладение навыками самостоятельной научно­исследовательской деятельности. Его освоение способствует решению следующих задач профессиональной деятельности: – формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно­исследовательской и педагогической деятельности и требующие углублённых профессиональных знаний;– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учётом имеющихся литературных данных;– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– представлять итоги проделанной работы в виде отчётов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

36

 

В структуре системы повышения квалификации учителей физики выделено шесть циклов курсов:

I. Инновации в школьном физическом образовании.

II. Современные педагогические технологии обучения физике.

III. Интеграционные процессы в школьном физическом образовании.

IV. Информационные технологии обучения физике.

V. Содержание и структура современного курса физики общеобразовательной школы.

VI. Подготовка учителя физики к научно­методической и исследовательской деятельности.

При этом цикл «Инновации в школьном физическом образовании» является системообразующим, определяющим содержание остальной курсовой подготовки учителя физики и помогающим учителю определиться с дальнейшим выбором курсов повышения квалификации.

Также планируется включение в содержание подготовки учителей физики следующих курсов: «Подготовка учителя физики к достижению современных образовательных результатов (предметных, личностных, метапредметных)», «Астрономический компонент дополнительного образования школьников», «Конструирование измерительных материалов для оценки достижения планируемых результатов по физике в соответствии с требованиями ФГОС», «Организация проектной деятельности учащихся основной школы на уроках физики» и других.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности учителя физики в условиях работы в современной образовательной среде определяется тем, что сама среда имеет гибкую, изменяющуюся в зависимости от применяемых учителем образовательных технологий структуру и набор средств обучения. Образовательную среду, потенциально имеющуюся в распоряжении учителя физики, можно рассматривать как своеобразный конструктор, из элементов которого он должен создавать её варианты (версии), наиболее адекватно удовлетворяющие потребностям поставленных учебных задач для каждого фрагмента осваиваемого содержания. Профессиональная компетентность учителя физики в этом случае определяется эффективностью проектирования и реализации различных версий среды в зависимости от особенностей содержания и образовательных задач освоения конкретного учебного материала. В этих условиях и возникает необходимость создания новой системы повышения квалификации педагога, которая позволит быстро и эффективно адаптировать учителей к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

Сайт кафедры методики обучения физике МИОО http://mioo.edu.ru/structure/departments/135-kaf-mof 

Кафедра приглашает на обучение преподавателей из всех регионов России.

 

 

 

 

Новые профессиональные задачи учителя физики — новая система повышения квалификации: 1 комментарий

  1. Спасибо за сайт, спасибо за предложения. Одно чтение названий курсов и модулей повышает уровень знаний и квалификацию читающего. Спасибо.
    Вопрос, можно ли пройти курс или модуль заочно? С искренним уважением, Петросян В.Г.

Комментарии запрещены.