Не проблемы, а вызовы времени

О том, почему далеко не все учителя готовы к работе по новым стандартам и что должны сделать институты повышения квалификации и издательства учебной литературы для эффективного введения стандартов, рассказывает главный редактор издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования Виктор ДРОНОВ.

Вопросы: Евгений СКВОРЦОВ.

ВИКТОР ПАВЛОВИЧ, ОТ ЧЕГО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАВИСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ?
На мой взгляд, среди трёх групп требований — к структуре основной образовательной программы, к результатам её освоения и условиям её реализации — особенно важны условия: кадровые, материально-технические, финансовые и другие. Можно создавать прекрасные образовательные программы, структурировать их как угодно, но без хорошо подготовленных учителей и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям, мы не добьёмся положительных результатов освоения основной образовательной программы.

МНОГО ГОВОРИТСЯ О ТОМ, ЧТО УЧИТЕЛЯ НЕ ГОТОВЫ К РАБОТЕ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ. С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО?
Одна из причин неготовности большей части учителей к работе по ФГОС заключается в том, что стандарт внедряется «с колёс», зазора между его разработкой и внедрением практически нет. Конечно, не всё безнадёжно, но инновационный характер стандарта требует не просто осмысления, а некоего практического преломления. Теоретически все понимают, что стандарт носит рамочный характер, что его методологической основой является системно-деятельностный подход и так далее, но при практической реализации этих идей возникают сложности.

Возьмём, например, три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные. С предметным содержанием всё в относительном порядке, оно в основном устоялось. Хотя в ближайшей перспективе предметное содержание потребует модернизации (не случайно сейчас идёт речь о разработке концепций гуманитарного, математического и естественно-научного образования), учителя прекрасно знают, что преподавать. А вот с метапредметными и личностными результатами образования возникают сложности: многие учителя не очень хорошо себе представляют, как обеспечивать их достижение на каждом уроке.
Учителям сложно ещё и потому, что к быстрому реагированию на инновационный характер новых стандартов не готова система повышения квалификации и переподготовки работников образования. Нужно осмыслить инновации, разработать соответствующие программы, найти людей, способных донести эти идеи до учителей, причём в практико-ориентированном формате.

Ещё один фактор — неготовность издательств учебной литературы и авторских коллективов к быстрому отклику на требования стандарта. Фактически в полном объёме требования ФГОС к результатам образования сейчас может реализовать на предметном уровне только современный учебно-методический комплекс (УМК), который включает широкий шлейф составляющих. В рамках такого УМК роль собственно учебника в реализации требований ФГОС снижается, а роль шлейфа существенно возрастает.

ЧТО ДЕЛАЕТ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ УЧЕБНИКОВ И ДРУГИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ УМК В СООТВЕТСТВИЕ НОВЫМ СТАНДАРТАМ?
В очень сжатые сроки мы переработали и подали на экспертизу в прошлом году 172 учебника, из них 171 был включён в федеральные перечни. В этом году подаём на экспертизу 47 учебников. Это позволило сформировать две учебно-методические системы: «Школа России» и «Перспектива». Кроме того, в соответствии с требованиями ФГОС мы перерабатываем под учебники рабочие тетради.

С остальными составляющими шлейфа ситуация не столь проста. Во-первых, как я уже отметил выше, требования стандарта — системно-деятельностный подход, проектную деятельность и прочее — в большей мере обеспечивает именно шлейф, а не учебник. Во-вторых, состав и функции шлейфа постоянно усложняются, и здесь запаздывают все: и издательства, и система повышения квалификации, и учителя, у которых не хватает времени, а иногда и квалификации. Формируется очень большой и серьёзный разрыв. И задача издательств — обеспечить методические сервисы для новых учебно-методических комплексов. Это одно из главных направлений работы — как нашей, так и системы повышения квалификации и переподготовки. Но действия издательств и системы повышения квалификации пока не согласованы.

В ЧЁМ ЕЩЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗДАТЕЛЬСТВ?
Колоссальные трудности возникают с поиском авторов, которые могли бы реально помочь учителю в освоении новых технологий. Мы, по Маяковскому, «просеиваем единого слова ради тысячи тонн словесной руды». И приходится признать, что, например, в сериях «Работаем по новым стандартам», «Стандарты второго поколения» далеко не все издания равноценны. Но мы хотим хоть что-то дать учителю в руки. В связи с этим у нас есть свои сложности и в перестройке некоторых авторских коллективов, в том числе уважаемых. Многие авторы традиционно мыслят только категориями предметных результатов и недостаточно понимают, что такое ФГОС и чего от них хотят. Нам приходится их фактически переобучать, формулировать чёткие технические задания на разработку действительно новых УМК.

Другая проблема: как составлять методические рекомендации? Они теперь не могут представлять собой вопросы учителя и предполагаемые ответы ученика — это макулатурный вариант, такое издавать недопустимо, и мне приходится объяснять это даже своим сотрудникам. И мы сейчас переходим к новому формату: даём методические рекомендации только вместе с детальными поурочными разработками, в которых учитель прежде всего мог бы найти чёткий ответ на вопрос, какие предметные, метапредметные и личностные результаты какими формами работы могут быть достигнуты на данном уроке. Именно на конкретном уроке, а не в рамках той или иной темы. Конечно, это лишь первые шаги, но в этом направлении мы будем продолжать работать.

Вместе с коллегами из нашего филиала в Санкт-Петербурге мы хотим создать принципиально новую ветвь методических поурочных разработок на основе технологических карт, где будет чётко пошагово расписано, как учитель может двигаться для получения необходимых результатов внедрения ФГОС. Ещё в наших планах написать пособие, в котором подробно объясняется, что такое портфолио, как его формировать, какие виды портфолио существуют. Хотя сейчас много об этом говорится, для большинства учителей это остаётся загадкой. А мы нашли автора, который готов написать такое пособие.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПОДРАЗУМЕВАЮТ, ЧТО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ РАБОТАЮТ В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЖЕ НАЗЫВАЮТ СТАНДАРТОМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОЙ ИДЕИ?
За последние годы создано огромное количество электронных образовательных ресурсов (ЭОРов), учителей заставляют их применять, но, если говорить откровенно, они пока не вполне понимают, что с ними делать, они в этих ЭОРах тонут. Типичная ситуация, когда учитель включает видеопрезентацию, расслабляется, а ученики с удовольствием её смотрят и совершенно не понимают, чего от них хотят.

Эта проблема касается не только российских учителей, она, в общем, мировая. Учителя во всём мире говорят примерно одно и то же: «Вы нам дали эти ЭОРы, компьютеры, интерактивные доски, но что с ними делать дальше?» Полного ответа на этот вопрос в контексте достижения новых результатов образования, о которых так любят говорить чиновники, пока нет. Коллега из Великобритании на одном из совещаний откровенно мне поведала, что интерактивная доска — это большая проблема для современной системы образования, потому что ученики не воспринимают её как часть учебного процесса. Для нас это не открытие: ещё в советской школе проводились киноуроки, во время которых весь класс отдыхал, а учитель сидел в сторонке.

Под каждый ресурс учителю нужна методическая оснастка, а мы пока её недодаём. Нужно понимание: для чего учитель использует этот ресурс в каждый конкретный момент и к каким результатам он может прийти с его помощью. У издательства «Просвещение» есть свои наработки в этом направлении, концепция электронного учебника разработана шесть лет назад, но использование электронных учебников сегодня никем не регулируется. Никто не знает, что такое электронный учебник, никто не собирается систематизировать и синхронизировать эту работу, конкурсы на создание электронных учебников объявляются в отдельных регионах, хотя я считаю, что эту работу должно возглавлять федеральное министерство. Электронные приложения, которые выпускает издательство «Просвещение», — это и есть фактически электронные учебники, но в силу разных причин мы их так не называем.

ВСЁ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ НАВОДИТ НА МЫСЛЬ, ЧТО ВВЕДЕНИЕ ФГОС В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ НАХОДИТСЯ ПОД УГРОЗОЙ И СОПРЯЖЕНО С НЕВЕРОЯТНЫМИ СЛОЖНОСТЯМИ НА САМЫХ РАЗНЫХ УРОВНЯХ. НАСКОЛЬКО ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРИНЦИПЕ ПРЕОДОЛИМЫ?
Я по привычке говорю о проблемах, но вообще это вызовы времени, на которые нужно найти адекватные ответы. И для этого усилия всех заинтересованных сторон, в том числе системы повышения квалификации учителей и издательств учебной литературы, должны быть синхронизированы. Никто другой не сможет предложить более квалифицированные решения. Мы должны вести совместную работу по поиску авторских коллективов, использовать передовой опыт учителей, достойный трансляции в масштабах всей страны. Иначе достижение высокой эффективности внедрения ФГОС окажется весьма проблематичным.