В генеральные конструкторы — со школьной скамьи

 автор: Вера Балакирева, заместитель директора ГБОУ Методический центр СЗОУО

 

 

 

Окружная экспериментальная программа с амбициозным названием «Северо-Западный округ — научное будущее России» появилась в Северо-Западном учебном округе Москвы шесть лет назад. Одним из главных результатов программы стала работа Школы генеральных конструкторов.

 Школа генеральных конструкторов (ШГК) — сетевая образовательная форма, работающая на стыке основного и дополнительного образования. Её принципиальная новизна заключается в том, что школьники вместе с ведущими учёными, инженерами, экспертами, педагогами, методологами учатся проектировать отрасли, которых ещё нет в России. Они учатся создавать новые технологические разработки, осваивая основы профессий будущего, учатся проектированию, конструированию, моделированию — тому, чему в обычной школе пока не учат.

ШГК носит имя великого конструктора современности, доктора физико­математических наук Побиска Георгиевича Кузнецова не случайно. Здесь ведётся обучение старшеклассников проектированию кластерно­отраслевых промышленных форм на основе отечественных передовых научных разработок. Ключевая идея окружной программы «Северо­Западный округ — научное будущее России» — интеграция образования, науки и промышленности — прежде всего заложена в работе Школы генеральных конструкторов.

Цель ШГК — формирование инновационного кадрового потенциала страны, вовлечение молодёжи в проблематику прорывных научных разработок и помощь в профессиональном самоопределении.

Работа Школы генеральных конструкторов способствует решению важных задач, которые ставят перед столичным образованием стратегические программы развития:

  • построение современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики;
  • внедрение новейших знаний в содержание образования, формирование высокого уровня теоретического мышления у школьников;
  • формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
  • внедрение различных моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и дистантная формы организации.

Перед самой Школой генеральных конструкторов ставятся следующие задачи:

  • обеспечить внедрение новейших знаний в содержание образования;
  • формировать высокий уровень теоретического мышления у школьников;
  • обеспечить связь науки, промышленности и образования, усилить интегративно­переговорное пространство.

Количество участников Школы генеральных конструкторов за пять лет выросло почти в четыре раза, что свидетельствует как об интересе детей к такой образовательной форме, так и о большой подвижнической работе педагогов и методологов, увлекающих учеников идеями работы в прорывных проектах.

Педагоги ШГК имеют возможность решать на своих занятиях более серьёзные задачи, чем их коллеги на обычных школьных уроках. В рамках мастерских учащиеся занимаются проектированием отсутствующих ныне в России отраслей (водородной, мусороперерабатывающей) или преобразованием уже имеющихся (авиационной, космической, фармакологической) в соответствии с новыми научно­техническими требованиями, а это гораздо сложнее, чем разрабатывать локальные проекты. Значительная часть работы строится в информационном пространстве на портале «Эпистемотека», что требует определённых навыков и образа мышления, зато позволяет организовать интерактивное общение с экспертами и методологами.

Работа детско­взрослых коллективов в ШГК оформлена как работа мастерских:

  • «Авиастроение» — проект «Экранолёт. Построение транспортной системы для Дальнего Востока»;
  • «Ядерно­водородная энергетика» — проект «Построение водородной энергетики в России»;
  • «Мусоропереработка» — проект «Построение мусороперерабатывающей отрасли»;
  • «Фармакология» — «Построение в России современной фармакологической отрасли»;
  • «Космос» — в рамках проекта «Построение космического кластера» разрабатывался проект «Обеспечение астероидной безопасности, использование астероидов как ресурса».

Работа Школы генеральных конструкторов как сетевой образовательной формы основана на построении сетевого взаимодействия в каждой мастерской: учащиеся работают в Сети над едиными проектами, разделив между ОУ проектные задачи, обмениваясь наработками на сборочных занятиях или на портале «Эпистемотека» с обязательной педагогической рефлексией.

В мастерских используются различные формы занятий, проходят выездные экскурсии на предприятия, в научные учреждения, вузы, для проведения мастер­классов и лекций приглашаются учёные и технические специалисты. Будущие генеральные конструкторы разрабатывают проекты совместно с учёными НИИ ИСРОО, МАИ, РХТУ имени Д.И.  Менделеева, РНЦ «Курчатовский институт», Института космических исследований, ГКНПЦ имени М.В.  Хруничева.

Разработки и проекты учащихся и педагогов ШГК с успехом демонстрируются на различных конкурсах, фестивалях, смотрах научно­технического творчества. В рамках Школы генеральных конструкторов зародилась и продолжает работу открытая городская олимпиада школьников «Водородная и возобновляемая энергетика». На окружной выставке «Молодёжная ЭКСПО на Северо-­Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образования», которая является главным событием жизни учебного округа, центральное место уже пять лет занимают разработки, представленные учащимися ШГК. Посетители могут потрогать макет мусоросортирующей карусели (МусСорКа) и поспорить с будущими генеральными конструкто­рами — разработчиками схемы «сжигания» мусора в плазме без кислорода. Гости выставки с интересом рассматривают макеты водородного аэропорта и ветро­водородной станции, модель экрано­лёта — летательного аппарата будущего, изучают особенности работы космического лифта и космического аппарата для стыковки с астероидами, в онлайн­режиме ставят свой эксперимент в космосе…

Школа генеральных конструкторов — прекрасный пример формирования инновационной образовательной среды, где работа учёных и учащихся — единомышленников и коллег, увлечённых одним де­лом, — помогает детям раскрыть свои таланты.

Основные принципы деятельности Школы генеральных конструкторов

1. Ключевой идеей проекта в качестве предмета работы выступает идея, которая является действительно прорывной и в научном, и в промышленном плане.

2. Вокруг проекта создаётся сложная полипозиционная матрица, где прорывной фронт научного знания держит учёный, за работу с мотивацией отвечает педагог, а связь между ними, форму их взаимодействия друг с другом и с учащимися выстраивает методолог.

3. Проблема всегда носит комплексный характер — возникает необходимость углубления знаний в разных предметных полях — по каждому из направлений выстраиваются соответствующие интегративные курсы.

4. Дети учатся применять знания в новых, совершенно открытых ситуациях. Задания для учащихся нацелены на то, чтобы они сами открывали свои зоны «знания — незнания».

5. В рамках курсов ребята учатся разным типам деятельности: исследовательской, проектной, конструкторской.

Лаборатория сетевых образовательных моделей
Работа Школы генеральных конструкторов как сетевой образовательной формы строится на сетевом взаимодействии. Для организации и разработки такого взаимодействия была создана Лаборатория сетевых образовательных моделей как основа детско-взрослых проектов. Лаборатория — это новая форма организации
и руководства научными исследованиями и прорывными проектами учащихся и педагогов.

Задачи лаборатории:

  • разработка концепции сетевых образовательных моделей по основным модулям столичного проекта «Школа будущего» и обеспечение необходимых условий для их функционирования;
  • разработка модели образовательного процесса сетевых образовательных центров, организация и научно-методическое сопровождение их деятельности в образовательном пространстве округа;
  • исследование, анализ работы сетевых образовательных моделей и описание их деятельности;
  • развитие перспективных форм сотрудничества с промышленностью, научными учреждениями, с городской администрацией, с ОУ округа и города;
    методическое оформление инновационных курсов, разработка критериев экспертизы инноваций и осуществление экспертизы;
  • подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для работы в сетевых образовательных центрах;
  • продвижение разработок центров, ОУ и лаборатории на рынке интеллектуальных услуг.

Основная цель Лаборатории сетевых образовательных моделей — выстроить модель организации окружного сетевого взаимодействия на основе целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов как условия для успешного и постоянного обновления содержания образования в ОУ округа.

В соответствии с целями и поставленными задачами сформированы основные виды деятельности лаборатории: исследовательская, семинарская, информационно-просветительская, экспертная и редакторская, образовательная и коммуникативная.

В настоящий момент в работе Лаборатории сетевых образовательных моделей участвуют руководители всех мастерских и кураторы всех проектов Школы генеральных конструкторов.
Ольга ЯЦЕНКО, руководитель Лаборатории сетевых образовательных моделей