Делаем обучение увлекательным!

Как часто учитель говорит в конце урока: «Запишите список дополнительной литературы по изучаемой теме». Он-то хорошо знает, что объём учебника ограничен, и многие интересные вопросы в него включить просто невозможно.

Предлагая ученику задуматься над тем или иным удивительным фактом, можно не только пополнить копилку его знаний, но и заинтересовать самим процессом обучения.

Хотя большинство сегодняшних подростков, получив подобное задание, прежде всего обратятся к недрам Интернета, исключать традиционную книгу из процесса овладения знаниями пока ещё не готовы ни большинство учителей, ни родители. Доверие и уважение к книге велико в нашем сознании и в нашей культуре. Книга для нас не только способ передачи информации, это элемент культуры, в том числе образовательной.

В нашем относительно недавнем прошлом проблеме популяризации науки уделялось большое внимание. В сложный период 90-х годов прошлого века приоритеты оказались смещены, много прекрасных научно-популярных книжных серий ушло в небытие, а в распоряжении учителей остались только старые издания книг, являющихся классикой познавательного чтения.

Но вот пришло время, и издатели задумались о возобновлении подобного жанра. Наиболее масштабным и последовательным проектом по выпуску научно-познавательной литературы является серия «Твой кругозор», выходящая в издательстве «Просвещение». Она включает в себя книги для дополнительного чтения по самым разным предметам. В этом обзоре мы расскажем об изданиях, относящихся к естественно-научному циклу. В серии «Твой кругозор» собраны книги, составляющие золотой фонд популярной физики. Так, книга «Атомы и электроны», которую написал Матвей Бронштейн, талантливый учёный, друг великого Ландау, посвящена умению раскрывать картину физического явления по незаметным и незначительным признакам. А проникновение в тайны вещества представлено здесь как увлекательный детектив.

Один из крупнейших физиков-теоретиков современности Аркадий Мигдал написал книгу о методе познания, красоте науки, психологии научного творчества. Автор приглашает читателя совершить путь от неясной догадки до установления точного закона и объясняет, как не сбиться с логичных рассуждений в область лженауч- ных домыслов. Дополненное издание, вышедшее в серии «Твой кругозор», называется «От догадки до истины».

Книга выдающегося педагога и учёного Марка Колтуна «Мир физики» представляет собой настоящую физическую энциклопедию. Вводя читателя в поистине безграничный мир этой науки, автор на увлекательных примерах показывает, как развивалась физика, как шаг за шагом постигались законы природы и закономерности, наблюдаемые в окружающем мире. Перу Марка Михайловича принадлежит и увлекательное введение в химию — «Мир химии». Любознательный читатель узнает, из чего состоят химические соединения, как устроены мельчайшие частицы материи, почему одни вещества реагируют между собой, а другие нет.

О принципе гармонии, которым руководство- вались великие учёные во все времена, речь идёт в книге Олега Мороза «В поисках гармонии». Парадокс заключается в том, что если для одних учёных этот принцип был полезен, то для других представление о том, что всё в мире построено по законам красоты и симметрии, обрекало на невозможность сделать революционные открытия в науке.

Изучению электричества и магнетизма посвящены две книги Владимира Карцева, давно уже завоевавшие признание у читателей: «Приключения великих уравнений» и «Путешествие в мир магнитов».

Из книги Константина Богданова «Не только о физике яйца» вы узнаете, как знакомство с законами физики помогает человеку в самых разных ситуациях. Например, «правило рычага» подскажет, как, не надорвавшись, поднять тяжёлую вещь, а законы термодинамики объяснят, как сделать холодильник.

Сразу несколько книг замечательного петербургского писателя Анатолия Томилина рассказывают об истории наблюдений за небом, возникновении планет и галактик, эволюции учений о том, как устроена наша Вселенная. Вот эти книги: «Тайны рождения звёзд и планет», «Занимательно о космологии», «Занимательно об астрономии». Новая книга Анатолия Николаевича «Тайны звука» расскажет вам, как изучали звук, изобрели звукозапись, телефон, новые музыкальные инструменты, а также о применении достижений акустики в технике, строительстве, медицине и не только в них.

Ещё одна книга Анатолия Томилина «Тайны запаха и вкуса» посвящена существованию запахов в природе и способности человека ощущать их. Этот загадочный мир ещё не разгадан полностью. В то же самое время запахи активно используются в медицине, парфюмерии, кулинарии. Какими секретами владеют недобросовестные производители, как запахи влияют на наше самочувствие и настроение, кто такие «нюхачи»? Это лишь немногие вопросы, ответы на которые вы найдёте, прочитав эту книгу.

Два американских профессора химии Томас Уоддел и Томас Райболт написали продолжение приключений Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона. Не секрет, что Холмс хорошо владел химией и использовал эти познания в своих расследованиях. В книге, получившей название «Химические приключения Шерлока Холмса», великий сыщик использует для раскрытия преступлений тот или иной закон химии.

Инженер, педагог и популяризатор науки Владимир Рюмин был автором научно-популярных книг, выдержавших много изданий. Его «Занимательная химия», вышедшая в серии «Твой кругозор», долгие годы после смерти автора находилась в забвении. Написанная живо и увлекательно, она не потеряла своего значения и сегодня. В книге собраны описания опытов, помогающих более наглядно представить себе механизмы взаимодействия веществ друг с другом.

И наконец, раздел серии «Твой кругозор», связанный с естественно-научным циклом дисциплин, завершают книги по биологии. Здесь переизданы ставшие уже классикой жанра книги Игоря Акимушкина «Занимательная биология» и «Причуды природы» и Юрия Дмитриева «Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил?», а также новая книга Владимира Бабенко «Рождённые путешествовать» о миграциях, совершаемых практически всеми животными.

Три эссе из книги «В поисках гармонии»[1]

Говорят, абсолютная истина недостижима. Пожалуй, это не совсем так. Вот мы слушаем сонату Бетховена. Ощущение: вот она, абсолютная истина! Она неподвластна науке, но подвластна искусству.

Роль учёного неблагодарна. Какой бы шаг, малый ли, великий, он ни сделал на пути познания, дальше неминуемо последуют новые шаги, сделанные другими учёными, и уж прежние непременно будут казаться чем-то устаревшим, архаичным. Мы с наслаждением слушаем старинную музыку, любуемся полотнами старых мастеров, но кто, кроме специалистов- историков, станет вчитываться в архивные научные манускрипты двухсот- трёхсотлетней давности?

А ведь многие из них принадлежат перу тех, чьи имена некогда гремели не меньше, чем имена великих художников и композиторов. Это трагический парадокс науки. Она единственная, кто даёт достоверное знание о мире. При желании им может воспользоваться каждый. Знание, даваемое искусством, в конце концов субъективно, эфемерно, непередаваемо словами. Чтобы постичь его в полной мере, требуется особый талант восприятия, коим немногие обладают. Но при всём при том произведения художника в сохранности переживают века, а от произведений учёных мало что остаётся — в лучшем случае кратко формулируемый закон, ещё более краткая формула… Да и то с оговорками и позднейшими уточнениями.

Не оттого ли многие учёные тяготеют к искусству, литературе, поэзии? Ими словно движет подспудное, не всегда осознаваемое желание соединить достоверное знание науки и стойкость перед временем, свойственную произведениям искусства.

И тем самым — неведомо, правда, каким образом, — продлить жизнь своим научным трудам.

***
Когда произносят имя Галилея, в памяти первым делом возникают слова «А всё-таки она вертится!», сказанные им будто бы инквизиторам. Неизвестно, правда, говорил ли он эти слова на самом деле. Скорее всего, это легенда. Однако отнесение этих слов к красивому вымыслу мало что меняет: всю жизнь Галилею приходилось в тяжкой борьбе отстаивать научную истину. Этой борьбой отмечена вся история науки. Бруно, Галилей, Вавилов — конечно крайности. Но в общем-то с сопротивлением, неприятием, непризнанием сталкивается почти каждый учёный.

И это странно. Казалось бы, единственный, кто должен создавать помехи и преграды на пути учёного, — сама природа, не заинтересованная в раскрытии своих тайн. Но нет, помехи создают люди. С неслыханной энергией, не считаясь ни с юридическими, ни с нравственными кодексами, они атакуют первооткрывателя, норовя стереть в порошок, развеять по ветру и его самого, и добытое им знание.

Что за оказия? Люди, опомнитесь! Это же он для вас, для вашего же блага! «Не надо нам! — слышатся вопли. — Ату его! Долой!» Нет, это странно, как хотите. Странно и непонятно. Это какая-то трагическая загадка, преследующий науку рок. Самое простое объяснение: открытие всякий раз задевает чьи-то кровные интересы.

Таков порядок вещей. Будь он иным, может быть, не было бы улюлюканья и свиста…

***
Чем объяснить, что в прошлом в науке были гиганты, а нынче их что-то не заметно? Только ли тем, что «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье»?

Может быть, тем, что крупных загадок, точнее, таких, которые кажутся крупными миллионам людей, у природы не так уж много? Законы движения планет, основные законы механики, закон всемирного тяготения, законы естественного отбора… Эти загадки были разгаданы задолго до нас. Тех, кто их разгадал, мы и числим гигантами.

Нынче наука пошла вглубь. На пути её встречаются ребусы отнюдь не более лёгкие, чем прежде, требующие для своего разрешения не меньше интеллектуальных усилий. Однако несмотря на все усилия популяризаторов, эти нынешние научные баталии остаются для широкого круга людей за семью печатями. Подвиг современных галилеев и ньютонов остаётся неоцененным. Впрочем, что такое современный? Разве Эйнштейн не современен? Он родился лишь сто десять лет назад, и только три с половиной десятилетия минуло со дня его смерти. Разве это не современность?

Нет, как хотите, но это зрительная аберрация, будто история полна гигантов, а в нынешнем времени они отсутствуют. Истина, пожалуй, такова: их не так много было в прошлом, не так много окажется и в будущем.

[1] В поисках гармонии: [для ст. шк. возраста] / О.П. Мо- роз; ил. С.П. Тюнина. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с. : ил. – (Твой кругозор). – ISBN 978-5-09-018223-2/