Естественно-научный школьный сайт

В сентябре Российский новый университет (РосНОУ) и издательство «Просвещение» подвели итоги общероссийского конкурса «Лучший школьный сайт 2012». В конкурсе принял участие 631 сайт общеобразовательных учреждений, 112 персональных сайтов преподавателей и 97 сайтов школьной тематики. Сайтов, посвящённых естественным наукам, на конкурс было заявлено всего 22, но их качество оказалось заметно выше среднего.

 автор: Елена Королёва, координатор Общероссийского рейтинга школьных сайтов, руководитель дирекции порталов Российского нового университета

 

 

В отличие от официальных сайтов общеобразовательных учреждений, к которым можно предъявить длинный список стандартных требований, персональный сайт или сайт предмета может быть практически любым — насколько его автору хватит фантазии и технической сноровки.

Другой вопрос — насколько результат этой фантазии будет востребован учащимися. Именно это обстоятельство в первую очередь принималось во внимание экспер- тами конкурса. Ведь одна из главных целей, заявленных организаторами, — способствовать созданию дополнительных возможностей для учебной, научной, творческой и общественно-полезной деятельности учащихся. Поэтому лучшими признавались сайты, которые были созданы не столько для самореализации учителя, сколько для пробуждения дополнительного интереса к предмету со стороны его учеников.

Приятно, что сайты, представляющие естественные науки, собрали больше всего наград: доля лауреатов среди них вдвое превысила средний показатель. Да и абсолютным победителем конкурса стал сайт физико-математического лицея Сергиева Посада Московской области (http://фмл.рф).

Ниже мы познакомимся с двумя персональными сайтами и двумя сайтами школьной тематики, которые стали лидерами в своих федеральных округах.

Несколько советов участникам будущих конкурсов
Хотя персональный сайт уникален, эксперты выделили несколько типичных ошибок, встречающихся на сайтах — участниках конкурса:

1. Недопустимая реклама. В большинстве случаев реклама, не соответствующая тематике школьного сайта, размещалась на бесплатных сайтах, построенных на платформе uCoz. При этом поддержка uCoz сайта без рекламы стоит около 90 рублей в месяц, а для сайтов общеобразовательных учреждений рекламу уберут бесплатно (можно обратиться по адресу banner@ucoz.net).

2. Переизбыток цветов, шрифтов и начертаний. Это один из главных и самых распространённых недостатков дизайна школьных сайтов. Единый стиль оформления текстов зафиксирован лишь примерно в 20 процентах случаев. Редакторы и дизайнеры остальных сайтов рейтинга используют более трех цветов, шрифтов и начертаний, из-за чего восприятие текста ухудшается.

3. Неуместная анимация. На большинстве (70 процентов) сайтов присутствуют анимированные элементы, но лишь немногие можно назвать если не удачными, то не мешающи- ми. Мигающий текст и бегущие строки отвлекают от основной информации. Более того, такие эффекты ассоциируются с рекламой, вследствие чего информация, которую авторы сайта пытаются донести таким образом, игнорируется. Текст не должен самопроизвольно прокручиваться, двигаться, мелькать. Дополнительное раздражение у пользователей вызывает бегущая строка с важной информацией (например, телефон школы или адрес), потому что приходится ждать и буквально ловить каждый знак. Для важных сообщений необходимо завести на сайте определённый блок и вовремя обновлять его.

4. Отсутствие указаний на формат скачиваемого файла. Подобный недостаток встречается у 90 процентов школьных сайтов. Файл, скачиваемый с сайта, следует обозначать соответствующим образом — указывать его формат, например: (.doc), (.xls), (.pdf), а также размер файла. Можно также устанавливать рядом с ссылкой на скачиваемый файл небольшие иконки, обозначающие тот или иной формат. В противном случае ссылка на файл выглядит как простая гиперссылка, и файл при клике начинает скачиваться независимо от желания пользователя. Ознакомиться со всеми участниками конкурса «Лучший школьный сайт 2012» и Общероссийского рейтинга школьных сайтов (этот рейтинг составлен РосНОУ, «Просвещением» и НИУ ВШЭ для официальных сайтов общеобразовательных учрежде- ний) можно на сайте www.rating.rosnou.ru. Там же можно прочитать интервью с директорами школ, сайты которых заняли лидирую- щие позиции (в разделе «СМИ о рейтинге»), и подать заявку на участие в следующей версии конкурса и рейтинга, публикация которых намечена на февраль 2013 года.

http://fizika.tomsk.ru
Персональный сайт учителя физики Надежды Олеговны Филатовой (МАОУ Сибирский лицей города Томска)
Лауреат в категории «Лучший персональный сайт», один из лидеров Сибирского федерального округа.

Сайт получил максимальные баллы по критериям «удобство поиска» и «кроссбраузерность» (корректное отображение сайта при просмотре через различные браузеры), 6,7 из 10 баллов за дизайн, а также 13 «лайков» (одобрений сайту, высказанных через социальные сети).

Сайт регулярно обновляется, новости подаются интересно, навигация по сайту хорошо продумана. Цветовое решение — нейтральное, спокойное. Эксперты высоко оценили навигацию сайта и продуманность меню и дизайна страниц. Сайт корректно отображается во всех браузерах. Можно смело сказать, что среди персональных сайтов преподавателей, участвующих в конкурсе, персональный сайт учителя физики Надежды Олеговны Филатовой — один из самых качественных.

 

http://investigation.sc-72.ru
Сайт «Исследовательская деятельность школьников» (МБОУ СОШ No 72 города Липецка)
Лауреат в категории «Лучший сайт школьной тематики», один из лидеров Центрального федерального округа.

Сайт получил максимальные баллы за продуманность меню и дизайна и кроссбраузерность, 5,0 балла за дизайн и 1 «лайк». Сайт «Исследовательская деятельность школьников» оказался единственным интернет-ресурсом подобного рода, заявленным на конкурс: здесь представлена исследовательская деятельность учеников школы не в рамках одного предмета, а в различных областях науки. К сожалению, на сайте не опубликованы сами работы учащихся, но можно посмотреть темы их исследований и фоторепортажи с научных конференций. Также безусловно полезны размещенные на сайте советы ученикам по организации исследовательской деятельности.

 

http://abramovsn.ru
Сайт учителя физики и информатики Сергея Николаевича Абрамова (МБОУ Михайловская СОШ Зырянского района Томской области)
Лауреат в категории «Лучший персональный сайт», один из лидеров Сибирского федерального округа.

Сайт получил максимальные баллы по критериям «удобство поиска» и «кроссбраузерность», 6,3 балла за дизайн, а также 73 «лайка». Техническое исполнение сайта эксперты оценили как высокое. Сайт выполнен достаточно профессионально, новостная лента актуальна, разделы, посвящённые физике и астрономии, наполнены полезной для школьников информацией в простой и доступной форме. Есть множество презентаций, тестов и других заданий для учеников, все они увлекательны (даже для экспертов конкурса).

Дополнительную образовательную ценность представляют встроенные в сайт электронные учебники.

http://spacestories.ucoz.ru
Сайт «Дорога к звёздам» творческой группы (МБОУ Жердевская СОШ No 2 Тамбовской области)
Лауреат в категории «Лучший сайт школьной тематики», один из лидеров Центрального федерального округа.

Сайт получил максимальные баллы по критериям «удобство поиска», «продуманность меню и дизайна» и «кроссбраузерность», 5,3 балла за дизайн, а также 31 «лайк».

На этом ресурсе эксперты провели немало времени, хотя это и
не было связано с самой процедурой оценки. Одних экспертов привлекли флэш-игры на космическую тему, других — архивные записи советских песен о покорении космоса, третьих — панорама Марса, снятая с марсохода. А ещё интересные видео, фотографии, статьи, новости и презентации…

Особо отметим, что этот достаточно технически продвинутый сайт создан творческой группой учащихся (Жердевская СОШ No 2 города Жердевка Тамбовской области).