Стержнем любого музея является история

Встреча в музее с писателем и учёным-биофизиком Ю.Д. Нечипоренко.

автор: Людмила Тимофеева, руководитель музея М.В. Ломоносова гимназии No 1530 «Школа Ломоносова» города Москвы

 

 

Школьный музей – это особая образовательная среда, которую необходимо спроектировать, наполнить содержанием и интегрировать в деятельность образовательного учреждения. Музею М.В. Ломоносова гимназии No 1530 «Школа Ломоносова» уже 20 лет, и гимназии есть чем поделиться с коллегами: музейное собрание имеет высокий образовательно-воспитательный потенциал для учебных занятий и проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Стержнем любого музея является история. Музей М.В. Ломоносова московской гимназии N1530 «Школа Ломоносова» — это история жизни и многогранной деятельности первого академика России, одного из образованнейших русских людей XVIII века, посвятившего себя служению наукам и Отечеству.

Как родилась идея создания музея Ломоносова в нашей гимназии? В конце 80-х годов прошлого столетия в школе No 367 группа учителей во главе с директором Евгенией Викторовной Кузнецовой работала над созданием гимназии, в основу концепции которой были положены педагогические идеи Михаила Васильевича Ломоносова.

В процессе работы выяснилось, что в Москве, которая дала Ломоносову путёвку в науку, где он создал первый университет и гимназию, нет ни одного музея, посвящённого великому учёному. Тогда пришло решение создать музей в школе. Усилиями группы энтузиастов (никакое хорошее дело, как известно, невозможно без энтузиазма) музей был открыт 14 декабря 1990 года.

Старшеклассники (слева направо) Е. Мазин, Е. Каинов, П. Гриневич и О. Жучков рассказывают о своём исследовании физических приборов XIX века, хранящихся в музее Ломоносова.

Обладая большим образовательно-воспитательным потенциалом, музей осуществляет связь времён, сохраняя исторические материалы, относящиеся к эпохе Просвещения. Экспозиция знакомит с жизнью и деятельностью учёного: это великолепное собрание гравюр, отражающих материальное и духовное окружение Ломоносова; это эффектные исторические костюмы ломоносовского времени, изготовленные по эскизам XVIII века студентами Строгановского училища, это макет кабинета учёного и макет химической лаборатории, созданной Михаилом Васильевичем, это коллекция минералов, собранных по каталогу камней и окаменелостей, который был составлен Ломоносовым, это уникальная коллекция старинных физических приборов XIX века, восстановленных учащимися гимназии.

В музейном собрании — редкие книги, изданные в XVIII и XIX веках: «История Московской Славяно-греко-латинской академии» (1855 год), «История Императорского Московского университета» (1855 год). Жемчужиной коллекции является прижизненное издание «Российской грамматики» Михаила Ломоносова, напечатанное в Санкт-Петербурге при Императорской Академии наук в 1755 году.

Усилиями учителей, друзей музея, гимназистов и их родителей экспозиция постоянно пополняется. В год 300-летия Ломоносова достойное место в музее заняли работы учащихся: мозаичные картины, акварели, коллажи на тему «Ломоносов и его эпоха», а также подарки гимназистов (российские монеты XVIII века, памятные медали, изданные в разные годы к юбилеям учёного, и, безусловно, книги).

Научно-практическая конференция учащихся лицейских медицинских классов и студентов РНИМУ имени Н.И. Пирогова. Руководитель музея Л.А.Тимофеева рассказывает о вкладе М.В. Ломоносова в науку.

Ломоносовский музей нашей гимназии — это особая образовательная среда. Музей является лабораторией, базой Ломоносовского научного общества учащихся. Гимназисты под руководством преподавателей, а также учёных-специалистов в той или иной области ведут работу над исследовательскими проектами. И пусть не каждый из наших выпускников станет учёным, будет заниматься наукой, но стремление, словами Михаила Васильевича, «исследовать всечасно, что есть велико и прекрасно, чего ещё не видел свет» в той или иной степени останется у каждого.

По окончании исследований гимназисты докладывают о своих результатах на ежегодной научно-практической конференции «Ломоносовские чтения», которая проводится в гимназии уже более 20 лет. В первых чтениях принимало участие всего 7 человек. На 22-й научно-практической конференции учащихся «Ломоносовские чтения – 2012» работало 35 секций, на которых было представлено 453 проектные и исследовательские работы. Всего в конференции приняли участие 670 учащихся из 93 школ Восточного округа и других округов Москвы, городов Подмосковья, а также школ Хельсинки (Финляндия).

Традиционно в жюри конференции приглашаются преподаватели таких высших учебных заведений, как МГУ имени М.В.Ломоносова, МПГУ, РНИМУ имени Н.И. Пирогова, которые отмечают высокий уровень работ, оригинальность постановки проблем и путей решения, самостоятельность мышления, практическую значимость проектов и глубину теоретической проработки тем. Среди победителей конференции в секциях естественно-научных дисциплин отмечу следующие работы учащихся «Школы Ломоносова»:

  • «Плавание и устойчивость судов», Амир Гезаль, 8 класс (руководитель — Е.А. Матвеева);
  • «Влияние таблеток на организм человека», Артём Недорезов, 8 класс (Е.Д. Жданова);
  • «Биологические ритмы человека», Анна Литвиненко, 8 класс (Е.Н. Сябро).

Лучшие исследовательские работы учеников гимназии получили признание на окружных и городских конкурсах:

  • «Бумага из листьев», Павел Евстратов, 9 класс (О.А. Пастухов);
  • «Превращение белков в пищеварительной системе человека», Наталья Коробенкова, 10 класс (Ж.П. Беляева);
  • «Прав ли Жюль Верн?», Тимур Эрназаров, 6 класс (Н.А. Исаева).

В 2011 году в гимназии введён курс «Ломоносововедения», который реализуется в рамках изучения тех наук (учебных дисциплин), к которым деятельность М.В. Ломоносова имела непосредственное отношение: словесность, история, физика, химия, география, биология. Курс также осуществляется через музейную и театральную педагогику, ежегодные научно-практические конференции, проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

Научно-практическая конференция «Науки юношей питают...». Об изобретениях в области сверхпроводниковых нанотехнологий рассказывает доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физики и информационных технологий МПГУ Д.А. Исаев

Образовательная роль музея проявляется благодаря сотрудничеству с преподавателями гимназической кафедры естественно-научных дисциплин. Они проводят в музее уроки химии и физики, на которых используются экспонаты музея. Так, урок химии в 8 классе на тему «Химическая лаборатория в России от Ломоносова до наших дней» учитель химии Е.Г. Картышова неизменно проводит в музее, где учащиеся могут рассмотреть макет химической лаборатории. А на уроке «Минералы и руды» девятиклассники знакомятся с коллекцией минералов, представленной в экспозиции музея.

Используют учителя на уроках и материалы музея о великих учёных эпохи Просвещения, о людях, которые вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым трудились на благо Отечества.

Один раз в два года кафедра естественных наук (ЕНОТ) гимназии проводит в музее научно-практическую конференцию «Науки юношей питают…». Старшеклассники с интересом слушают интересные и злободневные выступления своих учителей:

  • «Роботы: вчера, сегодня, завтра» (учителя физики Н.А. Исаева, Е.А. Матвеева),
  • «Вирусы: биологические и компьютерные» (учитель биологии О.А. Пастухов),
  • «Земное эхо солнечных бурь» (учитель физики Г.П. Васильева),
  • «Нанотехнологии с точки зрения физики и химии» (учитель химии Е.Д. Жданова, учитель физики Е.А. Матвеева),
  • «Саморазлагающиеся пластмассы» (учитель химии Е.Н. Картышова), «История развития естествознания в России после Ломоносова» (учитель биологии Ж.В. Беляева).

В музее проходят встречи гимназистов с учёными и студентами. Так, недавно профессор, доктор педагогических наук, декан факультета физики и информационных технологий Московского педагогического государственного университета Д.А. Исаев на встрече с учащимися рассказал об изобретениях студентов МПГУ в области сверхпроводниковых нанотехнологий.

По инициативе студенческого клуба «Лицеист» Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова в музее прошла научно-практическая конференция студентов и учащихся лицейских медицинских классов Москвы. Студенты под руководством профессора, заведующего кафедрой медицинской и биологической физики РНИМУ имени Н.И. Пирогова, доктора медицинских наук В.Н. Фёдоровой подготовили выступления, посвящённые вкладу М.В. Ломоносова в развитие российской науки.

Готовясь к конференции, учащиеся 9 класса Алексей Мамаев, Олег Жучков и Егор Каинов под руководством заведующего кафедрой естественных наук гимназии Н.А. Исаевой провели исследование физических приборов XIX века, хранящихся в музее Ломоносова и сравнили их с современными; Полина Гриневич выступила с сообщением об изобретениях Ломоносова в области физических приборов, а ученик 10 класса Константин Зинкин (руководитель — Картышова Е.Г.), используя музейный макет химической лаборатории, рассказал о научно-исследовательской лаборатории М.В. Ломоносова; учащиеся 10 медицинского класса Марина Репникова, Наталья Мизина, Наталия Коробенкова, Борис Минкевич (руководитель — Ж.В. Беляева) подготовили стендовый доклад на малоисследованную тему «Ломоносов и медицина». Воспитательный потенциал музея реализуется в работе актива музея, редакционной коллегии музейной газеты, группы экскурсоводов.

Экскурсию в музее проводит юный экскурсовод Маргарита Двойченкова.

Экскурсии в музее проводят юные экскурсоводы, для иностранных делегаций экскурсии ведутся на английском, французском, немецком языках.

Поиск интерактивных методов экскурсионной работы привёл к разработке индивидуального Путеводителя. Своеобразный маршрутный лист ведёт юных посетителей по музею, обращая внимание на наиболее интересные и уникальные экспонаты, что развивает у гимназистов навыки самостоятельности, умение наблюдать и учиться собирать информацию. Выполняя разнообразные задания, учащиеся совершают увлекательное путешествие в XVIII век, знакомятся с биографией М.В. Ломоносова, его достижениями в науке.

В 2011 году музей начал издавать собственную газету «Вестникъ», членами редколлегии которой являются учащиеся 7–9 классов. Они выработали формат газеты, определили рубрики: «Хроники», «Лица эпохи», «Странички биографии», «Наследие», «Путешествие по музеям», «У нас в музее» и другие. В конкурсе печатных изданий АШ ЮНЕСКО региона Москва «Великий сын великого народа» к 300-летию М.В. Ломоносова редакционная коллегия газеты «Вестникъ» заняла первое место.

Следует отметить, что 2011/12 учебный год для музея был особенным. В год 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова возрос интерес к личности великого учёного, что отразилось на статистике посещения. В музее побывали учащиеся и преподаватели школ Москвы и других городов России, родители, ветераны, зарубежные гости. В прошедшем учебном году в музее проведено более 50 экскурсий, его посетило 1590 человек.

Представители «Поморского землячества в Москве» оставили в Книге почётных гостей отзыв: «…мы подумали о том, что Ломоносов, несомненно, был бы до глубины души растроган, попав в окружение юных “Платонов и Невтонов”, рождённых землёй Московской». Празднование юбилея Михаила Васильевича Ломоносова позволило расширить поле нашей деятельности, мероприятия с активным участием музея проходили не только в гимназии, но также на городском и федеральном уровне. Музей был представлен на выставке в Экспоцентре в рамках VI Фестиваля науки, на I Международном конкурсе «Дни Ломоносова в Берлине», принял участие в конференции «Развитие академической науки на родине Ломоносова» в городе Архангельске и в «Ломоносовских чтениях в Кунсткамере» (Санкт-Петербург).

Учащиеся 5 класса в поисках ответов на вопросы Путеводителя по музею.

В год юбилея получили новое развитие связи музея с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В.Ломоносова (Архангельск), МГУ имени М.В.Ломоносова, Московским институтом тонкой химической технологии имени М.В.Ломоносова, Историко-архивным институтом РГГУ, музеем М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.

Отмечу, что в музей приходят не только наши учителя и гимназисты. За 20 лет работы его посетили делегации более чем из 70 городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Особо радует, что у нас бывают ломоносововеды и потомки М.В. Ломоносова, проживающие в Москве. Наш школьный музей живёт, развивается, и надеюсь, что он будет востребован на новом этапе модернизации образования.