Урок Просвещения: научно-популярная литература

На сайте издательства «Просвещение» можно найти фразу, которая могла бы стать девизом конкурса «Урок Просвещения»: «Учебник — смысл и суть нашей работы, то, что объединяет более полутысячи сотрудников издательства “Просвещение”, то, что даёт стимул к развитию, возможность реализации творческого потенциала талантливых и профессиональных людей».

автор: Отдел методической работы Научно-образовательного центра издательства «Просвещение»

Выявление наиболее активных и одарённых педагогов, эффективно использующих УМК издательства «Просвещение» в учебном процессе и готовых делиться своим практическим опытом, стало основной целью творческого конкурса методических разработок уроков, внеклассных мероприятий и занятий системы дополнительного образования.

На современном уровне развития информационной образовательной среды можно выделить следующие особенности конкурса:

  • конкурс является дистанционным, то есть взаимодействие учредителя, оргкомитета, жюри и участников конкурса осуществляется на основе электронного документооборота;
  • разработки должны быть основаны на материалах современных учебников и учебных пособий для образовательных учреждений, выпущенных издательством «Просвещение»;
  • учителя (педагоги), участвующие в процессе апробации учебной литературы и других средств обучения, выпускаемой издательством «Просвещение», пользуются приоритетом при равных количествах баллов с другими участниками;
  • по сравнению с предшествующими годами расширен круг предлагаемой учебной продукции издательства (учебник, УМК по предмету во всём его многообразии, учебные пособия для подготовки к ЕГЭ и ГИА);
  • варьируется формат представляемых на конкурс материалов (система уроков по теме, видеоуроки, электронные презентации с фотоматериалами о ходе уроков по теме, разработки конспектов системы уроков по теме, включение приложений из детских творческих фотографий, поделок, макетов, аппликаций и электронных копий письменных детских работ по теме урока).

Как показывает практика, творческого учителя нельзя ограничить рамками использования одного учебника, учебно-методического комплекса. К тому же введение новых стандартов регламентирует вполне определённые требования к достижению результатов обучения на уровне овладения понятийным аппаратом и символическим языком каждого школьного предмета, навыками смыслового чтения, другими словами, информационной грамотности для решения учебных и познавательных задач.

Именно поэтому в 2010/11 учебном году была введена отдельная номинация по внеурочной работе с использованием научно-популярной литературы серии «Твой кругозор». Первым победителем стала Галина Владимировна Коновалова, учитель физики и информатики муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа No 62» (ранее — НОУ СОШ No 44 открытого акционер- ного общества «Российские железные дороги»), посёлок Троицкий Талицкого района Свердловской области.

Работа Галины Коноваловой включала комплект последовательных методических разработок уроков по теме «Электростатика» для 9 класса. Каждое занятие планировалось таким образом, чтобы учебный материал по теме сопровождался информацией из книги В.П. Карцева «Приключения великих уравнений»[1].

На примере этой работы победителя отследим некоторые приёмы использования пособий данной серии в учебном процессе. На первом уроке учебной пары «Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда» учитель на этапе актуализации знаний выводит учащегося с сообщением «“Любовь” Максвелла на всю жизнь…» из книги «Приключения великих уравнений» (с. 90 – 91), предваряя его выступление следующими словами:

«Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

Сегодня велика потребность человека в энергии, которую мы все называем электрической, так как наша жизнь немыслима без телевидения, современных средств связи, радиотехники и так далее. А в основе всего, что связано с электроэнергией, лежат законы электродинамики — теории электромагнитного взаимодействия в макротелах».

Далее на этапе изучения нового материала идёт чередование эксперимента, просмотра видеоматериалов, их анализа и обобщения, записи основных тезисов в рабочие тетради, с историческими аспектами изучаемой темы, которые учитель и учащиеся заранее подготовили на основе материалов книги «Приключения великих уравнений».

На заключительном этапе второго урока при разъяснении домашнего задания учитель предлагает подготовить уже два индивидуальных сообщения из книги В.П. Карцева «Приключения великих уравнений», которые на третьем уроке темы «Закон Кулона — основной закон электростатики» будут вновь использованы учителем на этапе актуализации темы и изучения нового материала. Завершая третий урок, учитель предлагает учащимся темы на основе рекомендуемого пособия серии «Кругозор»: «Теория дальнодействия и её сторонники» (с. 91–94), «Теория близкодействия и её сторонники» (с. 92–95).

Их учитель будет использовать в контексте последнего, четвёртого урока «Электростатическое поле. Напряжённость электростатического поля» по теме «Электростатика» не только в рамках дополнительной информации, но и при обсуждении вопроса о передаче воздействия одного заряженного тела на другое.

Для этого на этапе изучения нового материа- ла один из учащихся проводит опыт по обнаружению взаимодействия положительно заряженной гильзы и наэлектризованной стеклянной палочки (оборудование: металлическая гильза на штативе, кусок шерсти, стеклянная палочка), после проведения которого учитель задаёт следующие вопросы: Почему заряженная гильза «чувствует» наэлектризованную палочку на расстоянии? Посредством чего осуществляется взаимодействие двух заряженных тел?

Далее следуют сообщения учащихся и организуется обсуждение, в которое вовлекается большинство учащихся класса, так как заслушиваются выступления всех сторонников теорий дальнодействия и близкодействия. При этом включение материалов книги «Приключения великих уравнений» не является приоритетной формой учебной деятельности на уроках. Учитель умело использует видеоролики (например, «Факт существования электростатического поля.аvi») при объяснении нового материала;

даёт понятие силовых линий электростатического поля, используя интерактивный модуль «Model9213.еxe», после чего учащимся предлагается выполнить фронтально несколько интерактивных заданий в этом же модуле; организует закрепление пройденного материала с учебным модулем «Электрическое поле.оms» как парную работу за компьютерами; предлагает ученикам выполнить экспериментальное задание из учебника[2] по наблюдению электростатической защиты, заполнить таблицу в тетради, работая с учебником, или проверить свои знания, отвечая на вопросы теста и тому подобное. Формы подведения итогов урока учитель варьирует: составление синквейна, построение предложений по заданной схеме, написание предложений по начальным фразам и так далее.

Все эти свидетельства грамотного использования деятельностного подхода и информационно-коммуникативных технологий повлияли на решение жюри о присуждении Галине Коноваловой призового места, так как «…проектируя учебный процесс в информационно-образовательной среде, учитель не просто подбирает методы, технологии, средства обучения, обеспечивающие работу с конкретным фрагментом содержания образования, а создаёт единый дидактический комплекс, тем самым обеспечивая одну из важнейших характеристик информационной образовательной среды — целостность»[3]. Дополнительную информацию по конкурсу «Урок Просвещения» можно найти на сайте издательства «Просвещение»  (проект «Конкурс “Урок Просвещения”»).

Кроме этого, участникам могут помочь информационно-методические материалы, размещённые на страницах сайтов, посвящённых конкретным учебным изданиям. Например, о научно-популярных изданиях серии «Твой кругозор» можно более подробно узнать, осуществив переход по ссылке «Проекты» с главной страницы сайта «Просвещение» (проект учебно-методический комплект «Твой кругозор»).

И наконец, по любому вопросу педагоги могут проконсультироваться у сотрудников отдела методической работы Научно-образовательного центра издательства «Просвещение», воспользовавшись следующими контактами: телефон/факс: (495) 689-12-86 и (495) 789-30-40 (добавочный 3247), e-mail: omr@prosv.ru.

[1] Приключения великих уравнений: [для ст. шк. возраста] /В.П. Карцев; ил. А.Ф. Карпова. — М.: Просвещение, 2007 (в тексте указаны страницы в соответствии с данным изданием).

[2] Физика: механика (продолжение), электродинамика, атом и атомное ядро с основами общ. астрономии: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Фадеева, А.В. Засов, Д.Ф. Киселёв; под ред. А.А. Фадеевой. — М.: Просвещение, 2005.

[3] Чернобай Е. Современные виды профессиональной деятельности учителя в условиях работы в информационной образовательной среде// Естественные науки. — 2012. — No 1. — С. 13–15.